Реальные истории экспонатов

Шнекороторный снегоболотоход поисково-спасательного комплекса «490». Производился в качестве вездехода сверхвысокой проходимости для поиска космонавтов в труднодоступных для другого вида транспорта местах. Разработка проводилась Специальным конструкторским бюро (СКБ) АМО ЗИЛ по заказу Главного конструктора ракетных и космических программ С.П. Королёва.

Распоряжение о разработке ЗИЛ 29061 было отдано после того, как члены экипажа космического корабля «Союз-23» чуть не погибли от удушья. Спускаемый аппарат приземлился на покрытое тонким слоем льда озеро и перевернулся. Отверстия, через которые в капсулу поступал воздух заледенели. Задействованная в тот день поисково-эвакуационная техника, а именно ПЭУ-1 оказалась бесполезной и не смогла доплыть до космонавтов из-за тонкого льда, который не мог удержать вездеход и одновременно не давал ему плыть.

Применять для эвакуации вертолет не имели права по инструкциям, так как его пришлось бы вытаскивать на внешней подвеске. Но пилот пошел на риск и пренебрёг инструкциями, с большим трудом вытащив спускаемый аппарат из озера. Именно этот случай побудил начать разработку нового поисково-спасательного комплекса, в который входил ЗИЛ 29061.

Масса вездехода 1855 кг. В корме корпуса шнекохода установлены два двигателя ВАЗ-2103 мощностью по 77 л.с. Объем двигателя 1197см³. Вездеход мог преодолеть снежный покров любой глубины, болото с полыньями воды и мог перемещаться по суше боком при вращении шнеков в одном направлении. Максимальная скорость вездехода: на болоте — 12 км/ч, на воде — 14 км/ч, на снегу — 25 км/ч. В составе трансмиссии имелись две коробки передач обратного хода, валы и боковые редукторы и трёхступенчатая механическая коробка передач. Корпус и движители выполнены из алюминиевого сплава, а борта и кабина из стеклопластика. Объём топливного бака 72 л.

В зависимости от нагрузки и скорости движения, расход топлива мог колебаться в пределах 20-33 л/100 км. В кабине за водительским сидением устанавливалось кресло для врача. Носилки для перевозки космонавтов в лежачем положении размещались вдоль бортов водительского отсека. Для эксплуатации транспорта в холодное время года кабина комплектовалась автономным отопителем. Выпущено ориентировочно 5 экземпляров, отреставрирован заводом ЗИЛ в 2000х годах.